Позднее влияние раннего развития
Не нашла здесь ничего о подростках, поэтому пишу в эту категорию – ведь те дети, которым сейчас 5-6... со временем тоже подрастут, и родители могут оказаться в похожих ситуациях.
Своего старшего я "рано развивала" с самого рождения и даже немного раньше: песенки, стишки, потешки, чуть позже – пальчиковые игры, книжки, "правильные" игрушки... Вскоре после года он заговорил, в два уже знал довольно много коротеньких стишков наизусть, в три – рассказывал почти сам длинные "Айболит" и "Таракинище" (сохранилась касета, где я подсказываю ему отдельные слова, а так он шпарит наизусть). И рисовали мы, и пели, и спортом занимались. Учиться читать он начал в 4 года с частным учителем, а в 5 лет и 10 месяцев поступил и в обычную общеобразовательную, и в вечернюю физ-мат школу, причем в физ-мат школу его по результатам тестирования взяли сразу во второй класс. Все замечательно, правда? Яркий пример того, почему НУЖНО раннее развитие. Ага. Если мы вот тут вот и остановимся. А если продолжим...
В вечерней школе учились дети с высоким уровнем мотивации и отличной подготовкой, и там Андрей себя чувствовал замечательно: приходилось учиться в полную силу и было с кем соперничать. А вот в общеобразовательной было скучно... Да и быть "белой вороной" в классе, зная ответы на все учительские вопросы - не слишком это приятно. В общем, друзей он там себе не нашел. А где-то в середине 4-го класса мы с папой решили прозондировать почву насчет более раннего перехода в школу 2-й ступени – не после 6-го, с после 5-го класса, разумеется, со сдачей всех необходимых экзаменов (это нам в вечерней школе посоветовали). Директор общеобразовательной школы вначале сказала категорическое "Нет", но поскольку родители попались настырные, разрешила протестировать ребенка по основным предметам.
Первой нам через пару дней позвонила математичка.
- Вы создали мне проблему!
- Что, мальчик не справился с экзаменом? – искренне удивился папа
- Нет, наоборот! Он решил выпускной тест для 6-го класса вместе с бонусными заданиями.
- Ну, так это же замечательно!
- Нет! Что я теперь должна с ним делать оставшиеся полтора года?
Ну дак и мы, собственно, о том же: не надо с нашим ребенком мучиться, отпустите его туда, где с ним найдут, что делать! И, между нами говоря, несколько странно, что для учителя такие результаты становятся, во-первых, неожиданностью, во-вторых – представляют проблему...
"Англичанка" была более конструктивна: она предложила подписать согласие на частичные занятия вне класса с англоговорящей волонтеркой, которая работала в этой школе на "подай-принеси" (помогала в библиотеке, живом уголке и т.п.), а в класс приходить только раз в неделю, на уроки по грамматике. За полгода, проведенные за уборкой клеток и расставлением книжек, Андрей заметно улучшил свой разговорный английский.
Ну а что же директор? На новой встрече, назначенной по результатам экзаменов, присутствовала еще и школьный психолог. Начала директор, с места в карьер объявив, что согласия на окончание начальной школы на год раньше она не подпишет:
- Всех отличников разбирают, а мне с какими результатами выпускной класс закрывать?!
Муж уже проподнялся в возмущенном "Пааазвольте!...", но тут инициативу перехватила психолог. Аккуратно и вежливо выпроводив из кабинета директора, она вдруг задала неожиданный вопрос:
- А каким по росту ваш сын стоит на физкультуре?
- Вторым с конца... Но это не помешало ему, между прочим, стать чемпионом по борьбе в своей параллели и регулярно выступать за школу на городских соревнованиях по легкой атлетике.
- Да, действительно. Но тем не менее, вы его однокласников видели?
Да видели... Часть из них – выходцы из восточных семей – были выше и здоровее меня и уже вот-вот должны были начать регулярно бриться. А девицы выглядели еще старше...
- Понимаете, - продолжала между тем психолог, - школа – это не только сумма знаний, это еще и общение, и отношения в коллективе
- Так вот мы и хотим поместить его в коллектив единомышленников, где ему интересно, где все – уж извините – примерно одного интеллектуального уровня!
- Ну да, ну да... А как вы думаете, есть шанс у десятилетнего мальчика стать своим среди 12-13 летних? А привлечь внимание девочек?
И дальше продолжила говорить о тех вещах, о которых мы как-то не задумывались раньше. О том, что двухлетняя разница в возрасте 10-14 лет значительно серьезнее, чем в начальной школе. О проблемах, с которыми сталкивается мальчик, попавший в коллектив подростков, где уже начинаются "первые любови"...
В общем, она нас убедила. В среднюю школу Андрей пошел в свое время, не перепрыгивая через класс. Отношения с одноклассниками сложились отлично, с девочками, вроде, тоже – но тут особых подробностей сын не разглашает J А я, глядя на те нагрузки, которые навалились на него сейчас (два дня в неделю учится с 7:45 до 16:30, остальные – до 15:20) тихо радуюсь тому, что в свое время та школьная психолог нас убедила не торопиться...
И с младшими детьми я немного "убрала газ" с раннего развития. Нет, безусловно, девочки не растут, как трава: с Сашкой тоже занимались дома, с 4-летнего возраста она пошла в танцевальную студию, с 5 лет – в подготовительный класс вечерней школы... Просто с частными учителями она не занималась и вопрос об ускоренном обучении даже не поднимался. И с младшей я надеюсь продолжать в том же духе и не торопиться вырастить особо одаренного ребенка.
Безусловно, любые родители сами решают, как им растить, воспитывать и обучать своих детей (конечно, в рамках разумного). Просто хотелось бы, чтобы в расчет при этом принимались еще и те факторы, о которых мы задумываемся реже, чем надо бы.